Советы родителям юных рулевых


Гонки «Оптимистов»

Капитан яхты должен быть воспитателем ненавязчивым...Чрезмерное давление?

Кому из нас незнакома такая распространенная картина: родитель буксирует по причалу плачущего рулевого «Оптимиста», приговаривая: «Я тебе говорил идти на лавировке влево!» Конечно, подавляющее большинство родителей «Опти» не такие, но приведенный пример имеет место и бросает тень на всех остальных родителей. Мы все хотим, чтобы наши дети делали все правильно, восхищаемся, когда они делают успехи, и огорчаемся, когда что-то не получается.

Вот характеристика среднего родителя на соревнованиях «Оптимистов»:

1) имеет честолюбивые планы на успех своего ребенка;

2) потратил значительную сумму денег на матчасть, одежду, бензин, размещение, провел множество дней, ничего не делая, просто обеспечивая график тренировок;

3) одновременно думает о массе других дел, которые он (она) мог бы делать в это время где-нибудь в другом месте;

4) замерзший, не может видеть того, что происходит на дистанции, радуется или приходит в отчаяние в зависимости от содержания докладов других родителей, вооруженных мощными биноклями;

5) обычно считает, что его ребенок способен и обязан выступать более успешно.

Чувство вины за недостаточные успехи

Ни одно из приведенных условий не поможет ребенку стать лучшим рулевым, но может заставить его чувствовать себя виноватым за недостаточные успехи, что добавляется к прочим стрессам, присущим парусным соревнованиям. Сам юный рулевой при этом может быть амбициозным и талантливым или иметь средние способности и мотивацию. Возможно, он или она занимается парусным спортом по ряду других причин, недоступных пониманию родителей, например:

1) чувство независимости на воде;

2) потому что друзья ходят под парусом;

3) интересно возиться с лодками;

4) был затащен сюда родителями, а сам бы лучше послушал музыку, поиграл в компьютерные игры, покатался бы на велике и т.д.

Чего мы добиваемся

Как родители, мы должны разобраться, почему мы хотим, чтобы наш ребенок занимался парусным спортом. Это наши личные амбиции, или мы хотим привить своему ребенку что-то по-настоящему ценное? Мы можем попытаться «заразить» ребенка своим собственным энтузиазмом и увлечением парусом, но позволить им прийти к этому самостоятельно. Они находятся в том возрасте, когда все интересно, и, конечно же, будут делать то, что мы от них хотим, но может наступить момент, когда они потеряют интерес к спорту, если у них не появятся свои собственные причины продолжать им заниматься. Мы должны чувствовать отношение своих детей к спортивным состязаниям, их цели как в спорте, так и в повседневной жизни. Только очень немногие способны побеждать на национальных и международных чемпионатах, или на Олимпийских играх. Мы должны оказывать им всяческую поддержку на том уровне, которого они сумели достичь, вместо того, чтобы требовать от них постоянно добиваться чего-то большего.

Родительская поддержка

Физическая – дом, безопасность, удобства.

Эмоциональная – понимание, предупредительность, мягкость, заботливость, родительская любовь, взаимность, предсказуемость, настойчивость, реализм, воодушевление.

Финансовая – финансирование приобретения яхты, оборудования, одежды, переездов, сборов.

Логистика – доставка от дома до яхт-клуба на тренировки и занятия, на места проведения национальных и международных соревнований, организация размещения, питания на воде и на берегу.

Хозяйственная – проверки, ремонт, обслуживание, помощь при спуске на воду и подъеме яхты из воды.

Поддержка – во всех случаях.

Плохой результат

Не начинайте сразу, как только встречаете рулевого на берегу, перечислять все, что было не так. Сначала дайте высказаться ему самому, если он захочет. Если нет – постарайтесь избежать дискуссий до того момента, когда утихнут эмоции. Определите, сколько времени вашему ребенку нужно для восстановления после плохо проведенной гонки. Какое-то время на эмоциональное восстановление необходимо гонщикам любого возраста, чтобы они начали мыслить спокойно и аналитически.

Подумайте о своей собственной реакции на то, что для них оказалось самой неудачной гонкой в их жизни.

Сколько времени вам самим потребуется, прежде чем вы сможете нормально:

1. Общаться с кем бы то ни было вообще?

2. Смотреть на ребенка?

3. Говорить с ребенком?

4. Контролировать свой «язык тела» (поникшие плечи, хмурое лицо, раздраженные жесты)?

5. Объективно обсуждать прошедшую гонку, на срывая свое разочарование на ребенке?

Глазами ребенка

Возможно, ваш ребенок разбирается в парусных гонках больше, чем вы сами, в любом случае, он лучше знает, что на самом деле произошло на воде. Он ужасно разочарован своим результатом, понимает, что вы будете разочарованы не меньше, поэтому он уже чувствует себя несчастным, прежде чем вы успеете произнести хоть слово. Я часто видел юных гонщиков, которые в подобных обстоятельствах вообще не хотели возвращаться на берег, чтобы не видеть реакции родителя.

Постарайтесь на произнести ни слова, просто обнимите его и на время забудьте про яхту. В этот же вечер, после того как вы отдохнете и подкрепитесь, у вас обоих мозги встанут на место, чтобы рассмотреть проблемы логично и реалистично. Покажите ему, что бы ни случилось, что вы любите его и считаете его лучше всех! Обращайтесь с ребенком ровно, независимо от того, выиграл он или проиграл. По дороге домой старайтесь вести себя естественно, даже после полного разгрома. Будьте чувствительны к его нуждам, учитывайте его настроение. Дайте своему ребенку возможность расти независимым человеком. Попробуйте распознать, как сам ребенок относится к соревнованиям, может, он просто пытается угодить вам? Всячески хвалите ребенка за все хорошее, что он делал в гонке. Прививайте ребенку чувство самоуважения , опасайтесь неосторожных высказываний, которые могут ему повредить

Ваши надежды на успехи ребенка должны быть реалистичными.

Ни в коем случае не выражайте сарказм.

Не вступайте в стычки с родителями других детей и не прессуйте оппонентов своего ребенка.

Предоставьте тренеру делать его работу, не подменяйте его.

Выездные соревнования

На чемпионатах родители составляют ценную и необходимую часть команды. Конечно, за вопросы подготовки и участия в гонках будет отвечать тренер, но, как и в домашних условиях, спортсмены только выигрывают, если получат поддержку от одного или нескольких своих ближайших родственников, которые могут взять на себя выполнение следующих функций.

Тренер может попросить кого-либо из родителей контролировать результаты гонок, заявленные протесты, извещения о проведении собраний и тому подобное. Однако родители должны считаться с мнением тренера, если он посчитает, что спортсменам более полезно иметь меньше родительской опеки. Родителям иногда трудно понять, что в чрезвычайно напряженной атмосфере соревнований они могут оказывать излишнее давление на своих детей.

Родителям с тренерскими способностями

Будьте осторожны, чтобы не ограничивать своего ребенка в применении его собственных знаний и суждений. Рулевого нужно поощрять, чтобы он развивал способность учиться на своем опыте, объективно анализировал результаты своих выступлений, сам ставил себе цели для отработки во время тренировок. Выслушав мнения «экспертов», он должен определить свою собственную тактику. Знающие родители должны стараться работать вместе с тренером. Если они не согласны с какими-то аспектами в его методике обучения или управления яхтой, они должны обсудить эти вопросы спокойно и наедине.

Отрывок из книги Фила Слэтера Гонки «Оптимистов»: Советы родителям юных рулевых

Комментарии:

Обсуждение закрыто.